четверг, 19 апреля 2012 г.

Эффективная реклама здорового образа жизни


Считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-х годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой другой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ-инфекция. СПИД относится к числу главных болезней-убийц, уносящих наибольшее число жизней на нашей планете. 

     Когда-то СПИД был для России признаком «разложения Запада», от которого нас охраняла одна из лучших в мире систем здравоохранения. Первые случаи ВИЧ-инфекции списали на моральный облик тех, кому был поставлен диагноз, продолжая считать, что большинства населения эта проблема не касается. Тем не менее, время идет, и эпидемия нарастает. Все большее количество российских семей оказываются затронутыми эпидемией, страдая не только от самого заболевания, но и от предрассудков и дискриминации общества, упорствующего в своем желании закрывать на проблему глаза и обвинять во всем тех, кого она коснулась. Но перемены возможны. Изменяется характер эпидемии, но также меняется отношение правительства, специалистов, подходы к профилактике и уходу за больными. Изменяется отношение отдельного человека к данному заболеванию, живущего в России ― стране, где есть СПИД.
     Государственные и общественные специалисты по антиСПИДовской профилактике и просвещению часто жалуются на то, что пресса освещает проблему СПИДа недостаточно хорошо, не всегда правильно, предвзято, не способствует повышению знаний среди населения и изменению рискованного поведения. Работникам СПИД-сервисных организаций хотелось бы, чтобы журналисты снова и снова сообщали людям о том, каким образом может произойти заражение, куда обращаться после опасного контакта и как поддержать свое здоровье при ВИЧ-инфекции. Однако для такой информации существуют просветительские брошюры и социальная реклама, которые пресса не будет и не должна подменять собой, поскольку СМИ подчиняются собственным законам, в первую очередь, законам новизны, актуальности и информативности.
     Проблема СПИДа дает в этом плане широчайшее поле деятельности для журналистов. Информация в области СПИДа устаревает и обновляется так быстро, что буквально каждый день приносит новости, как хорошие, так и плохие. Необходимо понимать всю серьезность проблемы, от этого во многом зависит выживание нашей страны и всего человечества. Здесь нам на помощь приходит социальная реклама, которая, как известно, воздействует на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы в целом.
     В группы риска по заболеванию СПИДом входит такой слой населения, как студенческая молодежь. Именно поэтому, я думаю, вполне реально создать колонку в популярных журналах, таких как Oops, Yes, Лиза Girl и др., посвященную проблеме СПИДа. Благодаря тому, что информация о смертельном заболевании будет достаточно часто мелькать перед глазами, есть надежда, что молодежь будет более ответственно относиться к своему здоровью и к жизни в целом. Также, я считаю, необходимо периодически проводить семинары в студенческих аудиториях, касающиеся данной темы.
     Следует обратить внимание и на характерные особенности студенческой молодежи. Возраст 18-20 лет ― это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.
     Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт ― процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах ― целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Когда, если не сейчас, обратить внимание молодых людей на глобальные проблемы современности, одной из которых является проблема СПИДа?
     В процессе коммуникативного воздействия на массовую аудиторию большую роль играет язык коммуникаторов. Применение оценочно окрашенных высказываний, производящих впечатление нейтральных, усваивается аудиторией, прежде всего, как оценка того или иного события, явления или проблемы. Другим приемом речевого воздействия является употребление близких, но не полностью совпадающих по значению слов, например, «война» ― «умиротворение».
     Еще одним приемом речевого воздействия можно назвать коннотацию как устойчивую психологическую ассоциацию, возникающую при столкновении с тем или иным высказыванием. Так, например, слово «сдержанность» в большинстве случаев вызывает положительно окрашенную ассоциацию, распространяющуюся на все явление, которое характеризуется этим словом.
     В цепочке коммуникативного акта выделяется само сообщение, т.е. то, что передают. Применительно к нему определяющее значение имеют два момента ― отбор событий для сообщения и расстановка акцентов на том или ином аспекте события. Канал (имеется в виду радио, печать или телевидение), по которому актуализируется сообщение, также влияет на итоговое восприятие информации, которое зависит не только от имиджевых характеристик канала, передачи или рубрики, но и от времени подачи, от номера полосы и даже от места на полосе. Все это повышает или понижает уровень доверия аудитории к сообщаемой информации.
     В заключение следует отметить, что в деятельности современных массовых коммуникаций сохраняются все прежние методы психологического воздействия на массовое сознание, приобретая под влиянием новых социальных реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни; распространяется применение новых методов, учитывающих прогрессирующие изменения в состояниях массового сознания, вызванные изменениями социальных процессов и явлений. Используя весь «багаж знаний», СМИ, безусловно, могут подействовать на сознание самой многочисленной ячейки общества ― молодежи ― в вопросах ответственного отношения к своему здоровью.
 Темных К.А.
Томский государственный университет, студентка I курса

Комментариев нет:

Отправить комментарий