среда, 11 апреля 2012 г.

Использование проектной деятельности в социальной рекламе (на примере продвижения идеи здорового образа жизни среди студенческой молодежи)


В  начале  XXI  века  значимость  информации  в  человеческой  среде  резко  усилилась.  Наступившая  эра  глобальной информатизации радикально меняет как социально-культурную  среду  человека,  так  и  его  самого.  Новые   средства   массовой   информации   уничтожают  пространство  и  время,  устраняют  все  национальные  границы, связывая в единую сеть все уголки мира, даже  самые  отдаленные .  Способность  к  быстрому  охвату  самых  широких  аудиторий,  владение  технологическим  подходом проектирования превращает рекламу в очень  важный  фактор,  изменяющий  всю  систему  духовного  производства.   Как   средство   трансляции   культурной  информации,  реклама  выполняет  проективную  (создающую  стереотипы)  роль  в  усвоении  личностью  (обществом) человеческих ценностей. 
       Почему именно реклама?

       Реклама    до  известной  степени    обозначает цивилизованность  и  культуру,  способность  населения  быть обществом, а не толпой. И в этом, втором её значении,  восстанавливается  исходное  понимание  рекламы  как процесса культивирования [2]. Рекламу можно считать  структурным  компонентом  культуры  и  инструментом духовного производства. Эффективность трансляции  культурной  информации  напрямую  зависит  от  навыков  продвижения  социально-значимой  информации.  Реклама  есть  проект,  а  проектная  деятельность  сегодня  лежит  в  основе  культурной  политики  страны,  региона и города. 
       Первоначально   реклама   была   призвана   выполнять   четыре   основные   функции:   информировать   о  товаре, формировать интерес к торговой марке, способствовать  запоминанию  торговой  марки  и  стимулировать  процесс  сбыта  товаров.  Однако  сегодня  реклама  выступает  не  только  инструментом  торгового  маркетинга,  она  также  представляет  собой  мощный  социально-культурный  институт,  который  воздействует  на  самые различные аспекты функционирования социума  и бытия человека.
       Реклама        становится        средством        формирования  вкуса,  стереотипов  поведения,  создания  новых  традиций,  разрушения  или  созидания  нравственного  мира  человека.   Современная   реклама   нередко   откровенно  манипулирует общественным сознанием, превращается  в  инструмент  социального  контроля,  средство  формирования общественного мнения. Данный вид коммуникации выступает как жизненно важная часть культуры,  экономики,  политики.  Так  как  же  при  всем  этом  не  использовать рекламу как средство продвижения такой  важной культурной составляющей, как здоровый образ  жизни среди студенческой молодежи?
        Социально-значимые проекты составляют основу  социальной и культурной политики города. Проектная  деятельность сегодня выходит на первый план в социально-культурной  сфере  и  сфере  коммуникации,  являясь неотъемлемой частью культурного прогресса. Социальное  проектирование,  как  актуальное  направление  проектной  деятельности,  определяется  как  алгоритм  и  технология разработки проектов, адресованных различным  социальным  группам.  В  технологическом  плане  процесс  разработки  социального  проекта  содержит  все  элементы   маркетингового   проектирования,   включая:  анализ  проблем  аудитории,  обоснование  нормативной  модели   ситуации,   выработку   наиболее   эффективных  средств и форм коммуникации [3].
        Социальный   проект      это   последовательность  мероприятий,  действий  и  акций,  целью  которых  является  предупреждение,  минимизация  или  разрешение  проблем,  обусловленных  дефицитом  информации  по  поводу того или иного предмета, события или явления.  Пути разрешения социальных проблем могут быть различными.  Проектирование  по  своей  сути    явление  новое, оно направленно на создание новых объектов, на  преобразование социальной и культурной реальности. Очевидным является то, что социально-значимые  проекты  нуждаются  в  качественном  продвижении  для  достижения наилучшего результата в процессе их реализации. Вовлечение аудитории в решение социальных  проблем  средствами  рекламной  деятельности  необходимо  для  популяризации  освещенной  в  проекте  проблемы и получения социального отклика.
       Изучив  проблемную  ситуацию  по  формированию  здорового образа жизни, группа студентов в рамках профильной  мастерской  «Проектирование  в  сфере  социальных коммуникаций» создала проект под названием  «Дело было вечером, делать было нечего…». Его основная   цель   заключается   в   предложении   современной  молодежи различных вариантов интересного времяпрепровождения в компании с друзьями.
       Мы предположили, что темы запретов и шокирования уже настолько «избиты», что не оказывают должного влияния на молодежь. В своём проекте мы предлагаем интересные, а самое главное ― полезные способы  свободного  времяпрепровождения без вреда для физического   и   психологического   здоровья.   Изображение  положительных  видов  проведения  досуга  молодежи,  по нашему мнению, является более эффективным, чем  постоянное  напоминание  молодежи  о  существовании  наркотиков и трансляция негативных образов и последствий  приема  наркотических  средств.  Все  прекрасно  знают, что это «нельзя употреблять, это вредно и может  привести к летальному исходу». А что тогда делать, чем  себя  занять?  Поэтому  мы  выбрали  путь  предложения  вариантов активного и интересного времяпрепровождения, чтобы ответить на поставленный вопрос. Что любит молодежь? Правильно ― развлекаться!  Мы  предлагаем  развлекаться  «с  пользой»    в  проекте  предложены несколько вариантов настольных, а также  активных  игр,  в  которые  могут  играть  как  несколько  человек,   так   и   большие   компании   (например,   всем  известные «Монополия», «Мафия» и «Крокодил», а также  не  слишком  распространенные  «Дженга»,  «Скрабл»  и  «Активити»).  Собираясь  большими  и  шумными  компаниями, можно также провести тематическую вечеринку  (например, в японском стиле), устроить домашний нон-стоп или заняться коллективной йогой. А почему бы и  нет? 
       Визуализировав  наши  идеи  в  форме  рекламных  листовок и ролика, мы выбрали такие места информирования  молодёжи,  как  высшие  и  среднеспециальные  учебные  заведения  города  Томска,  студенческие  общежития  и  места  развлечений  (парки,  кафе),  а  также  размещение материалов в электронном виде в социальных  сетях. Реклама здорового образа жизни ― это то, что мы  предлагаем! 
       Большинство всегда следует моде ― это ведь показатель  того,  что  ты  включен  в  общественную  жизнь  и  живешь наравне со всеми. Да, возможно, раньше и было  модно курить, выпивать и «баловаться» наркотиками, но  теперь другое время ― Время Здоровых Людей. Сейчас  модно  быть  здоровым  и  активным,  модно  выглядеть  красиво ― красота здорового человека ― это всегда прекрасно.  Так  давайте  прививать  новый  тренд    тренд  здорового образа жизни и следовать за модой!

Томский государственный университет, студентка III курса
Научный руководитель - Г.А. Окушова, к.филос.н.

2 комментария:

  1. Очень актуально и востребовано! Приобщить к чему либо возможно только через действие. Проектная деятельность - активный метод приобщения студентов к здоровому образу жизни. Через решение конкретной задачи студент может осознать ценности предлагаемого проекта, проекта под названием жизнь!
    Предложение использовать проектную деятельность для популяризации здорового образа жизни, очень хорошая идея, которая заслуживает распространения не только среди студенческой аудитории, но и среди школьников. В нашем "Центре повышения квалификации педагогов и дополнительного образования "АНЭКС", после обсуждения статьи, было принято решение об организации учебного курса для подростков на основании проектной деятельности "Быть здоровым - это модно!". Спасибо за отличное предложение.
    Нина Николаевна Лузанова, исполнительный директор "Центра ПКП и ДО "АНЭКС" Санкт-Петербурга.

    ОтветитьУдалить