С каждым годом физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей ― повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации. В условиях глобализации экономических отношений, свободы передвижения людей и обмена информацией, постоянно увеличивается число спортивных болельщиков, присутствующих на соревнованиях лично, наблюдающих за ними по телевидению, слушающих радиотрансляции или обращающихся к компьютерным сетям.
На потребности людей соответствующим образом реагирует рынок: фирмы-производители спортивных товаров и услуг расширяют ассортимент предлагаемой ими продукции, улучшают её качество, а также формируют новый спрос. Складывающиеся на современных спортивных рынках тенденции вместе с массовым спросом обеспечивают производителям спортивной продукции и услуг огромные прибыли, за обладание которыми идет жесткая конкурентная борьба. Выиграть эту борьбу в условиях постоянного противоборства с соперничающими фирмами-производителями и спортивными организациями можно лишь в случае обращения к маркетингу. Ошибочно считать, что спортивный маркетинг ― это исключительно комплекс продвижения спортсменов и спортивных команд. В действительности это более сложная и динамичная система. Спортивный маркетинг ― это специфическое приложение маркетинговых принципов и процессов к спортивным продуктам, а также продвижение любых других товаров благодаря сотрудничеству со спортом.
Задачи спортивного маркетинга
· Впечатлить зрителя, болельщика, спровоцировать его на эмоциональное сопереживание, выбрать чью-то сторону, заинтересовать в развитии событий;
· Вовлечь в процесс спонсора, воспитать в нем лояльность, приверженность клубу, показать болельщику, что он, спонсор, «свой», создать ассоциативную связь между брендом профессионального клуба и брен-дом производителя;
· Создавать новостные поводы, не только информируя СМИ, но и провоцируя их принять сторону клуба, либо противников их действий, решений, вовлечь определенные СМИ в диалог;
· Извлечь из спортивного события прибыль для спонсора, для клуба, и проконтролировать зрительские впечатления;
· Акцентировано взаимодействовать с различными культурными организациями, создавая иллюзию «эффекта присутствия».
Потребители спортивного маркетинга
Потребители в данном случае подразделяются на зрителей, участников и спонсоров.
Зритель как потребитель. Как потребители зрители делятся на два типа: физические лица и компании. Представители обеих категорий могут наблюдать спортивное событие двумя способами: посещая его лично или смотря медиатрансляцию
Участник как потребитель. Все больше людей становятся активными участниками различных спортивных событий, поэтому потребность в спортивном маркетинге возрастает. Среди участников можно выделить тех, кто предпочитает неорганизованные соревнования, и тех, кто выбирает организованные. Неорганизованные состязания ― это спортивная активность, в ходе которой участники не контролируются извне. Организованные спортивные события ― соревнования, санкционированные и контролируемые лигами и ассоциациями.
Спонсоры как потребители. Третью группу потребителей в системе спортивного маркетинга образуют компании, которые спонсируют спорт. В спортивном спонсорстве потребитель обменивает деньги или продукт на право ассоциироваться с тем или иным спортивным событием.
Исходя из задач спортивного маркетинга, можно определить комплекс мероприятий, которые должна провести компания, желающая заняться спортивным маркетингом:
· стать партнером спортивного чемпионата; разместить свои рекламные материалы;
· обеспечить гостеприимство (прием и размещение) спортсменам и гостям;
· организовать билетную программу;
· провести специальные акции в ходе события;
· обеспечить использование символики события в собственных рекламных кампаниях;
· предусмотреть другие методы активации спонсорства.
Часто компании используют только одно направление (например, размещение баннеров), а потом удивляются, почему инвестировали в проект миллион долларов и не получили желаемой отдачи. Для того чтобы спортивное спонсорство дало желаемый эффект, нужно соблюсти несколько правил:
· демонстрация социального класса болельщика (например, VIP-места на каком-нибудь футбольном матче);
· демонстрация заботы по отношению к своим детям (семейный досуг, проведение времени с семьей на стадионе);
· демонстрация принадлежности какому-либо обществу (например, ФАН-клубу);
· желание путешествовать и узнавать мир, отправляясь вместе со своей командой в другой город, другую страну на какие-то соревнования или матчи;
· избавление от накопившегося эмоционального напряжения (эффекта «боления» за свою команду).
Компаниям необязательно зацикливаться на крупных спортивных событиях (Чемпионатах мира и Олимпиаде). Есть смысл обратить внимание на локальные игры (например, соревнования между школьными командами) или виды спорта, популярные в определенном регионе. Следует отметить, что любительский спорт (чемпионат школы, двора, детская секция и т. п.) гораздо ближе к народу, и для многих компаний спонсорство именно таких соревнований может принести наибольший эффект.
В заключение можно сказать, что спортивный маркетинг ― это и полезное, и прибыльное занятие. Тем не менее, спортивным маркетингом может заниматься не всякий маркетолог. В спортивном маркетинге существует своя теория, опирающаяся на специфику спортивных соревнований. Главное достоинство спорта как объекта маркетинга ― эмоциональность. Но это благоприятный для спорта эффект очень неравномерно распределен между отдельными видами спорта. Это усугубляет неравенство видов спорта. Для маркетинга в спорте самое важное ― увеличить спортивную аудиторию и расширить спортивный рынок, и поэтому, чтобы сохранить общедоступные, но ценные спортивные субъекты в ходе развивающейся глобализации, надо искать решение для расширения спортивной аудитории и спортивного рынка.
Новопашина А.В.
Томский государственный университет, студентка IV курса
Комментариев нет:
Отправить комментарий